04.09.2016
3037Закон принят. Вопросы остались…
Закон принят. Вопросы остались…
Согласно закону, в случае ошибки нотариуса при оформлении сделки по покупке, продаже или обмену квартиры нотариус должен будет полностью компенсировать все потери. А что будет входить в состав профессиональной ответственности (ошибки) нотариуса? Кто будет определять этот состав? Эти вопросы в законе повисли в воздухе, а именно они определяют его жизнеспособность.
Скорее всего этот состав будет определяться страховой компанией и самим нотариусом, а не тем, что думает рядовой покупатель/продавец. В противном случае страховые компании либо не будут страховать такие сделки, либо перейдут к формальным взаимоотношением с нотариатом, как это уже произошло со страхованием долевого строительства. Задайтесь вопросом: сколько страховых компаний и филиалов, аккредитованных в Омске, застраховали ответственность строителей, а это предписано законом? Ответ — нисколько. Возможно корпоративное соглашение нотариус — страховая компания, по которому никакой суд не признает профессиональную ошибку профессиональной и обяжет страховую компанию компенсировать финансовые и материальные потери клиента от сделки и какова окажется сумма компенсации в итоге?
У нас в стране в судебной практике по-прежнему нет четкости в защите интересов добросовестного покупателя. Как нет в действительности и самого добросовестного покупателя, хотя в Гражданском кодексе таковой имеется. Решив вопрос защиты добросовестности в сделках с недвижимостью не надо было бы рушить старые законы и ранее созданную инфраструктуру, обеспечивающую их жизнеспособность.
Хороший пример — Болгария, в которой после регистрации сделки с обязательным участием нотариуса происходит ее судебное утверждение (защита добросовестного покупателя) с последующей регистрацией результатов сделки в Булстате (организация по типу нашего Росреестра). Похожие решения уже давно применяются нашими соседями в Казахстане.
Сейчас существует несколько уровней такой защиты: первый — личная страховка нотариуса, второй — коллективное страхование региональной нотариальной палаты, третий — личное имущество нотариуса. А есть ли оно, это имущество? Кто сможет и каким таким законом выделить из общесемейной собственности личную собственность нотариуса? Только в этом году появился закон об ответственности генеральных директоров предприятий за ошибочные решения своим личным имуществом и распространением ответственности даже на единственное жилье его семьи.
С этого года в России начал формироваться компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты — четвертый уровень защиты, если первых трех вдруг окажется недостаточно для какой-то огромной сделки, в которой нотариус допустил ошибку. «В течение двух лет там будут накапливаться средства: по закону первые выплаты из фонда ФНП могут производиться, начиная с 2018 года. Уже к концу этого года размер компенсационного фонда может достигнуть примерно 50 млн рублей», — сказал президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик. Что за суммы? Для Москвы это всего две-три квартиры. Вероятно статистика такова, что сделки происходили и происходят с достаточной степенью надежности и использование средств из этого фонда маловероятно. Да и статистика уголовных правонарушений по сделкам с недвижимостью, касаемо участия в них органов правопорядка, риэлторов и нотариусов нигде не приводится.
Кстати, члены СРО НП «Омский союз риэлторов» уже более шести лет страхуют свою ответственность как профессионалов на сумму 5 000 000 рублей, не требуя для этого законодательных и принудительных актов.
Будем надеяться, что лица, готовившие закон, знают, зачем он нужен. То, что предлагается ими сегодня, нисколько не создает большую защиту участникам сделок с недвижимостью, чем это было ранее. Вероятно, в нем заложен более глубокий смысл…
Подписывайтесь на новости недвижимости в Омске от omskrielt.com во ВКонтакте