Могут ли третейские суды разрешать споры?
25.07.2013 3476
О регистрации прав на недвижимость, установленных решениями третейских судов, рассказывает главный специалист-эксперт отдела регистрации прав на объекты недвижимости нежилого назначения, государственный регистратор Станислав Ким.
В силу статьи 28 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) решения третейских судов являются одним из оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статье 4 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» третейские суды не входят в судебную систему государственных судов, установленных Конституцией Российской Федерации. В отличие от судебных актов судов, входящих в судебную систему Российской Федерации, которые являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации, решения третейских судов являются обязательными лишь для сторон третейского разбирательства, которые добровольно принимают на себя обязанность их исполнять.
В связи с этим возникает вопрос, могут ли третейские суды разрешать споры о недвижимом имуществе и выносить решения, которые влекут переход прав на это имущество, их государственную регистрацию и внесение соответствующих записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление от 26.05.2011 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), пункта 2 статьи 1 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации», статьи 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации), пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» (далее – Постановление).
Согласно пункту 4 мотивировочной части Постановления правовые последствия вынесения решения третейского суда по спору, касающемуся недвижимого имущества, являются равными для целей государственной регистрации прав на такое имущество последствиям вынесения решения государственным судом (общей юрисдикции или арбитражным).
Конституционный Суд указывает на равенство целей для государственной регистрации прав применительно к обязательности в соответствии с пунктом 1 статьи 131 ГК РФ государственной регистрации прав на недвижимое имущество, правовым последствием осуществления которой является возникновение прав на недвижимое имущество (независимо от того, возникают такие права на основании решения третейского суда или решения государственного суда, или по иным основаниям, предусмотренным законом). И, как следствие законодательного закрепления необходимости государственной регистрации прав на недвижимое имущество, Конституционный Суд указывает на обязанность регистрирующего органа совершить действия по государственной регистрации прав, если решением третейского суда, принятым по результатам рассмотрения спора, касающегося недвижимого имущества, установлены права на это имущество.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации являются вступившие в законную силу судебные акты, иные документы-основания. Законной силой могут обладать судебные акты судов общей юрисдикции, арбитражных судов. Третейские суды действующее законодательство Российской Федерации указанным свойством не наделяет.
Регистрация прав на недвижимость, установленных решениями третейских судов, имеет следующие особенности.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 24.07.2002 № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» (далее – Закон о третейских судах) спор может быть передан на разрешение третейского суда при наличии заключенного между сторонами третейского соглашения.
В третейский суд может по соглашению сторон третейского разбирательства передаваться любой спор, вытекающий из гражданских правоотношений, если иное не установлено Федеральным законом (пункт 2 статьи 1 Закона о третейских судах).
Решение третейского суда исполняется сторонами третейского соглашения добровольно в порядке и сроки, которые установлены в данном решении (статья 31 и пункт 1 статьи 44 Закона о третейских судах).
Таким образом, для регистрации права, установленного решением третейского суда, должны быть представлены документы, подтверждающие образование третейского суда в соответствии с пунктами 3-5 статьи 3 Закона о третейских судах, третейское соглашение (в том числе заключенное в виде оговорки в договоре) и договор или иная сделка, в отношении спора, по которому принято решение третейского суда.
Согласно пункту 2 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 № 10-П (далее – Постановление КС) стороны спора, заключая соглашение о его передаче на рассмотрение третейского суда и реализуя тем самым свое право на свободу договора, добровольно соглашаются подчиниться правилам, установленным для конкретного третейского суда. В таких случаях право на судебную защиту, которая – по смыслу статьи 46 Конституции РФ – должна быть полной, эффективной и своевременной, обеспечивается возможностью обращения в предусмотренных законом случаях в государственный суд, в частности, путем подачи заявления об отмене решения третейского суда либо о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
В пункте 3.2 мотивировочной части Постановления КС отмечено, что решение третейского суда не порождает иных юридических последствий, помимо предусмотренных законом именно для третейского решения, которое – в силу юридической природы третейского разбирательства – принимается третейским судом от своего имени, обязательно для сторон на основе добровольного исполнения, а обеспечение его принудительного исполнения находится за пределами третейского рассмотрения и является задачей государственных судов и органов принудительного исполнения.
Из изложенного вытекает следующее: при добровольном исполнении решения третейского суда в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации прав должны предоставить обе стороны третейского разбирательства; при непредоставлении одной из сторон третейского разбирательства заявления о государственной регистрации (что свидетельствует об отказе – уклонении – другой стороны третейского разбирательства от добровольного исполнения решения третейского суда) основанием для государственной регистрации наряду с предоставленными другой стороной документами, в том числе заявлением о государственной регистрации и решением третейского суда, является вступившее в законную силу определение государственного суда о принудительном исполнении решения третейского суда.
При принудительном исполнении решения третейского суда на государственную регистрацию прав предоставляется определение государственного суда о принудительном исполнении решения третейского суда и исполнительный лист, выданный государственным судом.
Теги: права на недвижимость
Подписывайтесь на новости недвижимости в Омске от omskrielt.com во ВКонтакте