Жилье: «борьба за выживание» продолжается
29.03.2012 3042
В 2012 году в программу по переселению жильцов из аварийного фонда, наконец, включили 13 городских домов. Жильцам еще 300 разрушающихся зданий, которые могут попасть в заветные списки, придется вновь тесниться в очереди. Об этих и других категориях омичей, которые ждут от властей помощи в покупке жилья рассказала директор Департамента жилищной политики Светлана Шенфельд.
По словам главы ведомства, основное направление работы департамента – предоставление жилья ветеранам Великой Отечественной войны, а также членам их семей, жителям блокадного Ленинграда, узникам концлагерей. На эти цели направляют деньги из федерального бюджета.
В Омске в течение последних трех лет ветеранам вручили 1301 свидетельство, с помощью которого можно купить жилье, а к 23 февраля 2012 года их получили еще 124 фронтовика. Сейчас своих квартир дожидаются около 300 ветеранов, которых поставили на учет в 2011 году, и 46 фронтовиков, внесенных в список в этом году. Новый денежный перевод должен поступить к Дню Победы.
Получив сертификат, ветеран может купить квартиру в Омске или в районах нашей области, принять участие в строительстве. Размер выплат невелик – 990 тысяч рублей, поэтому, как правило, родственники помогают купить квартиру (ее можно оформить не только на ветерана, но и на всех членов семьи). Некоторые фронтовики в силу возраста решают переселиться из частного сектора в благоустроенное жилье.
Сотрудники департамента сами обращаются в Гозжилстройнадзор, который признает дома не соответствующими санитарно-техническим требованиям, после чего ветерана ставят на учет (при этом дом остается в его собственности). Как утверждает г-жа Шенфельд, сейчас встать на учет хотят все меньше ветеранов: раньше каждую неделю в списки включали 10-20 фронтовиков, а теперь – одного-трех человек. Фронтовиков, которые получили сертификаты в течение последних пяти лет, повторно на учет не ставят.
В 2011 году с помощью средств из федерального и областного бюджетов жильем также обеспечивали ветеранов боевых действий, инвалидов и семьи, имеющие детей-инвалидов (76 свидетельств), военнослужащих, уволенных из рядов вооруженных сил (57 сертификатов), людей, которые подверглись воздействию радиации (11 сертификатов), вынужденных переселенцев (25 сертификатов).
Что касается людей с ограниченными возможностями, то речь идет только о тех из них, кто встал на учет по месту жительства до 2005 года. В Омске по программе более половины квартир могут предоставить инвалидам-внеочередникам, поэтому, по словам директора департамента, «несмотря на то, что выделяют значительные средства, очередь двигается не слишком быстро».
Продолжается работа по поддержке молодых семей. В программе могут участвовать супруги, которым еще не исполнилось 35 лет. Средства выделяют из федерального, областного и городского бюджетов. Государство оплачивает 30% от стоимости жилья.
Если у претендентов в период действия программы родились дети, то из городской казны добавляют еще 5%, а паре в таком случае нужно заплатить оставшиеся 65%. Деньги можно потратить на первоначальный взнос при получении ипотечного кредита.
По мнению Светланы Шенфельд, в данном вопросе возникает «заколдованный круг»: чем моложе семья, тем больше у нее шансов попасть в программу, но она, как правило, менее обеспечена, с другой стороны, когда появляются сбережения, пары часто не могут получить субсидию из-за возрастного ценза. Как заметила г-жа Шенфельд, раньше средств выделяли больше, а среди претендентов на участие в программе было свыше 500 пар (напомним, что в прошлом году деньги получили 17 семей), тогда как в 2012 году на выдачу субсидии надеются 187 семей.
Кроме того, глава департамента рассказала, что с 1 января 2012 года из полномочий мэрии исключили пункт о предоставлении жилья детям-сиротам — теперь этот вопрос будет находиться в ведении Правительства Омской области. Средства на жилье должны выделять из областного бюджета. Муниципалитет продолжит принимать сирот на учет и формировать списки очередников.
В прошлом году по договору социального найма мэрия предоставила рекордное количество квартир (102 помещения, из которых 41 – в новостройках) на сумму, превышающую 115,6 миллионов рублей. Сейчас на учете стоят 658 омских сирот, которые уже достигли совершеннолетия и имеют право на получение жилья. В 2012 году список пополнили еще 178 человек.
Очередные новшества ждут детей-сирот с 1 января 2013 года – им будут предоставлять квартиры на 5 лет по срочному договору найма из специально созданного жилищного фонда. Подать документы на учет нуждающихся в жилье они смогут с 14 до 23 лет. Дети-сироты, принятые на учет, имеют возможность воспользоваться своим правом на жилплощадь, пока им не передадут жилье. При трудных жизненных ситуациях срок могут один раз продлить еще на 5 лет.
Если же таковых не возникнет, то квартиру передадут в пользование сироте по договору социального найма. Таким образом государство пытается защитить детей-сирот от мошенников. Пожалуй, основной темой беседы на пресс-конференции стало переселение омичей из аварийного жилья. Светлана Шенфельд посетовала на то, что два года городу не предоставляли средства на эти цели ни из федерального, ни из областного бюджетов.
По ее словам, в 2010 году в программе могли участвовать только дома, признанные аварийными до 1 января 2007 года, а жильцов из таких зданий уже расселили. В 2011 году Правительство Омской области поставило условие об участии в программе только «путем приобретения жилья малоэтажного строительства» (то есть квартир в «трехэтажках»).
Как утверждает г-жа Шенфельд, Омск не мог принять участие в программе, потому что такое жилье в городе «просто не строят» – застройщикам это не выгодно. Поэтому жилье таких габаритов городские власти «приобрести не могли». В связи с этим все квартиры (приблизительно для 250 жильцов из более 100 аварийных помещений) купили за счет средств города или выделили из муниципального жилищного фонда.
Более удачным для Омска обещает быть 2012 год – в региональную программу по переселению попали 13 городских домов (это около 100 квартир общей площадью 3687 квадратных метров). Средства выделят из Фонда содействия реформированию ЖКХ, а также из областного и городского бюджетов. Доля софинансирования из городской казны составит более 92,5 миллионов рублей, из областного бюджета направят почти 11,4 миллиона, из Фонда содействия реформированию ЖКХ – почти 73,9 миллиона.
Глава ведомства пояснила, что аварийные дома для расселения отбирали прежде всего среди тех зданий, из-за которых проходили судебные разбирательства, причем и здесь выбор остановили на наиболее старых строениях. Важно также, чтобы все жильцы дали согласие на участие в программе – бывают случаи, когда они отказываются. По словам Светланы Шенфельд, они объясняют это тем, что их ветхие дома удачно расположены, а переселить их могут в новые здания на окраине.
В Омске признаны аварийными более 400 домов, но по программе расселяют только из тех зданий, которые признали таковыми до 1 января 2010 года – в городе 313 подобных объектов. По словам Светланы Шенфельд, этот аварийный фонд формировался десятилетиями – «область ЖКХ была несколько выпущена из внимания государства» на территории всей страны. Для решения этих проблем и был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ.
По данным главы ведомства, если программу нашего региона удастся «удачно защитить» в столице, появится возможность до конца года получить дополнительные средства из Фонда. За счет них можно будет переселить жильцов еще нескольких домов. Директор департамента подчеркнула, что все будет зависеть от финансирования. Задачей департамента на сегодняшний день она назвала эффективное использование денег, которые предоставят для покупки жилья.
«Сейчас Фонд выделил средства, потому что Правительство Омской области включило город в программу, при этом на нашем уровне мы расселяем граждан без муниципальных программ, по факту аварийности домов» – продолжила она. Однако разработка одной муниципальной программы началась еще в 2011 году – она предусматривает расселение людей из домов-памятников. В Омске есть 12 таких строений. Сейчас эта программа уже подготовлена в виде проекта.
Для того чтобы ее «запустить» необходимо внести изменения в бюджет города. По ней власти планируют построить новые дома, в которые можно будет переселить людей. Если по результатам экспертизы дома-памятники будут пригодны для проживания после ремонта, то люди снова переедут в них, в противном случае здания скорее всего сделают нежилыми (возможно там разместятся офисы или учреждения культуры).
Однако и из таких домов по вышеупомянутым причинам переезжать хотят не все. Светлана Шенфельд подчеркнула, что когда возникает угроза безопасности людей, их переселяют в новые дома по решению суда – таких случаев она насчитала больше десятка. Рассуждая о том, что же делать жильцам других разрушающихся домов, глава департамента посоветовала им набраться терпения и «по мере своих возможностей «поддерживать» дом где-то сделать небольшой ремонт».
К тому же при признании здания аварийным управляющая организация не имеет права бросить его она должна проводить текущий ремонт. «Я понимаю, что проживание в таком доме для обывателя – это каждый день битва за выживание, но сказать, что завтра всех расселят, не могу» – заявила г-жа Шенфельд.
Подписывайтесь на новости недвижимости в Омске от omskrielt.com во ВКонтакте