Не посредник, а гарант
07.07.2008 5388
Светлана ЗИМИНА
Собственный дом – пожалуй, самое важное и дорогое приобретение в жизни. Но, к сожалению, иногда долгожданная покупка оборачивается неприятными сюрпризами. Нередко с квартирой новым хозяевам достаются старые долги, а иногда из-за непроверенных вовремя документов сделка и вовсе может быть признана недействительной. Можно ли самому грамотно решить «квартирный вопрос»? Вполне – при некотором везении и упорстве. Но почему же все чаще многие прибегают к услугам риэлтора?
Просто посредник?
К людям, оказывающим услуги по жилищному вопросу, еще с советских времен сложилось неоднозначное отношение. Риэлтор многими воспринимается как «просто посредник», работа которого заключается в том, чтобы свести покупателя и продавца. Но это далеко не так. Особенно сегодня, когда операции на рынке недвижимости перешли в категорию серьезной профессиональной деятельности.
Риэлтор готов не только избавить клиента от хлопот, бумажной волокиты и утомительных очередей в государственных учреждениях, но и решить все юридические трудности. А главное, специалист старается свести к минимуму все риски и выступить гарантом при проведении сделок. Не случайно в агентства недвижимости обращаются даже юридически подкованные клиенты – адвокаты, работники юстиции.
Какие вопросы приходится решать риэлтору? В чем заключается его помощь как профессионала на рынке недвижимости? С этими вопросами мы обратились в АН «Держава», входящее в состав Гильдии участников омского рынка недвижимости, а также Российской Гильдии Риэлторов. Компания прошла добровольную сертификацию услуг на рынке недвижимости Российской Федерации.
Подводные рифы сделки
Сделка в сфере недвижимости – процесс сложный. Реклама в СМИ, поиск объектов и покупателей, переговоры о цене, просмотры квартир – это лишь видимая верхушка айсберга. По пути от звонка до регистрации объекта риэлтор проводит серьезный блок работы – тщательный сбор и проверку документов, организацию сделки, совершение безопасного расчета. Без специальных знаний и навыков здесь не обойтись. Необходимо ориентироваться в многообразии законов и хорошо разбираться в правовых хитросплетениях.
«Самостоятельность в жилищных сделках довольно рискованна и непредсказуема, – говорит директор агентства недвижимости Елена Татаринова. – Как без специалиста проверить «чистоту» квартиры или адекватность хозяев? Знаю случаи, когда в итоге люди купили квартиру с долгами по «коммуналке» на 50 тысяч рублей. В результате другой самостоятельной сделки жившая в центре города семья доменялась до Морозовки, а после следующего обмена и вовсе очутилась за 180 км от города, в практически нежилом доме без отопления. Обратись они в агентство недвижимости, скорее всего, такого бы не случилось. Риэлтор всегда выступает на стороне своего клиента».
Особенно сложными бывают сделки, где покупается и продается одновременно сразу несколько квартир. Риэлтору нужно соединить все «цепочки», урегулировать цены, если нужно – организовать выдачу ипотеки, согласовать сроки. Его задача – в любом случае довести сделку до конца, так, чтобы клиент остался доволен.
«Риэлтор руководит процессом, заостряет внимание на проблемных моментах, знает, где могут быть трудности, – уверена ипотечный брокер Виктория Туркина. – Во многом помогает умение договариваться, находить подход к людям. Это касается и клиентов, и чиновников, и регистраторов, и работников банка.
Однажды, когда «цепочка» уже оформлялась в Федеральной регистрационной службе, нам удалось заменить некачественно подготовленный организацией документ, исправить ошибки в доверенности, получить справку в Департаменте образования. И все это в один день, за считанные часы. Сомневаюсь, что такой оперативности можно достичь без связей и организаторских способностей. Риэлтор зачастую может получить за 2-3 дня необходимые бумаги, которые для обычного человека были бы готовы только через месяц».
И психолог, и арбитр
На практике сотрудникам агентства недвижимости приходится быть и оценщиком, и экономистом, и ипотечным брокером, и даже психологом.
«Работа начинается со звонка клиента. При этом главное для нас – суметь разобраться в потребностях клиента, – рассказывает Елена Татаринова. – Человек не всегда четко осознает, что хочет получить в итоге. Были случаи, когда семья приходила с намерением купить квартиру в центре, а в результате их больше устроил коттедж в тихом, экологически чистом районе города. Кроме того, риэлтор старается урегулировать конфликты между сторонами сделки или в семье клиента, когда предстоят тяжелые разъезды, разводы».
«Покупка или продажа дома – значимое событие в жизни, и люди находятся в состоянии стресса, боясь потерять деньги или собственность, – добавляет Виктория Туркина. – При малейшем сбое клиенты просто теряются. Нередко именно из-за проявления эмоций срываются сделки. Риэлтор – это тот человек, который может беспристрастно, с холодным рассудком принять решение и взять на себя ответственность».
В практике АН «Держава» был случай, когда в день регистрации в Федеральной регистрационной службе «зависли» компьютеры, и пришлось разрывать сделку до утра. При этом клиентка уже продала квартиру, а новую купить не успела. Согласитесь, это весомый повод для паники. И неизвестно, как бы повели себя продавцы и покупатели, если бы не было посредника. Но, доверясь своему риэлтору, клиенты спокойно разошлись по домам, а утром встретились и завершили сделку. Все остались довольны.
Профессионал без профессии?
В Омске работают тысячи риэлторов. Но, оказывается, официально такой профессии не существует. «Государство не признает профессию риэлтора, и до сих пор нет закона о брокерской деятельности, – говорит Елена Татаринова. – Несколько лет назад своеобразным порогом в профессию было лицензирование. Сейчас главным критерием надежности остаются рекомендации клиентов».
Поняв, что нужны более четкие критерии профессионализма и добропорядочности фирмы, сами риэлторы разработали систему добровольной сертификации.
«Эта система, созданная по инициативе Российской Гильдии Риэлторов, определяет принципы работы, стандарты деятельности и этики, – продолжает Елена Татаринова. – В Омске с ноября 2006 года действует Орган по сертификации, сертифицировано уже 10 омских компаний. Сертификат становится подтверждением того, что компания владеет современными технологиями работы на рынке и оказывает качественные услуги.
Это своего рода знак качества, который подтверждает профессионализм риэлторов, а потребителям позволяет сделать правильный выбор в пользу той или иной компании. Но проблема в том, что сертификация пока широко не распространена. 80 процентов клиентов не знает об этом. Только один человек, обращаясь к нам, спросил наличие сертификата у нашей компании. Но и этот «подкованный» клиент оказался не из Омска, а из Санкт-Петербурга».
Журнал «Недвижимость» № 27 (670) от 7 июля 2008 г.
Подписывайтесь на новости недвижимости в Омске от omskrielt.com во ВКонтакте